РЕГИСТРАЦИЯ

Новости

Анастасия Рудницкая: «700 тысяч обучающихся оказались за бортом дистанционного обучения»

29 мая состоялась открытая онлайн-лекция кафедры ЮНЕСКО «Социально-правовые и этические основы общества знаний (информационного общества)». Тема – «Цифровой профиль добровольчества и дистанционные технологии в образовании: риски и возможности».

Провела лекцию – кандидат политических наук, доцент, заместитель директора Федерального учебно-методического центра по поддержке и развитию добровольчества (волонтерства) Анастасия Павловна Рудницкая. Модерировал встречу Фархад Эльшанович Ибрагимов, научный сотрудник кафедры ЮНЕСКО Государственного университета управления, эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Во время выступления эксперт акцентировала внимание на специфике нормативно-правового сопровождения развития добровольчества и волонтерской деятельности в России. В качестве примера приведены целевые показатели и индикаторы Национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика».

Также Анастасия Рудницкая поделилась со студентами ключевыми особенностями Федерального проекта «Социальная активность». Его ключевая цель – создание условий для формирования и реализации потребностей россиян участвовать в добровольческой деятельности, и повышение уровня вовлеченности граждан в добровольчество. Согласно прогнозам проекта численность обучающихся, вовлеченных в деятельность волонтерских объединений должна составить к 2024 году не менее 8,8 млн. человек в стране, а доля граждан, вовлеченных в добровольчество – не менее 20% населения.

Презентация

Особое внимание уделено освещению проблем, связанных с процессом форсированного перевода школьного и вузовского обучения в дистанционный формат. В некоторых регионах такие проблемы возникли из-за технического и материального барьеров. Например, когда семье несколько детей или семья проживает в сельской местности, то она может столкнуться с рядом ограничений по доступности оборудования и подключения к интернету на отдаленных территориях. По оценкам экспертов, практически 700 тысяч обучающихся оказались за бортом дистанционного обучения.

Отрицательным моментом стало и то, что в России нет технологичных, защищенных и распространенных отечественных платформ для организации качественного дистанционного обучения. Практически все учреждения образования вынуждены принимать самостоятельное решение о том, какими из зарубежных платформ им удобнее использовать для доставки качественного образовательного контента без потери качества. Это ZOOM, Skype, MS Teams, Moodle, Webinar, Trueconf, Mirapolis и др.

При этом образовательные организации сталкиваются не только с угрозой утечки конфиденциальной информации, соблюдения авторского права, но и с вопросами обеспечения элементарной безопасности и программной защиты данных.

Анастасия Павловна также привела пример положительных достижений в организации электронных форм коммуникаций. Портфолио студента уже не просто документ, который содержит данные о его успехах в учебе, общественной деятельности. Он также представляет полученный опыт участия в добровольческих проектах и волонтерской деятельности. Коллаборация портфолио студента и электронной книжки волонтера может также способствовать решению вопроса трудоустройства и взаимодействия с потенциальными работодателями. Институционализация и профессионализация добровольческой деятельности лежат в основе реализуемых мероприятий в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Многообразие возможностей добровольчества и волонтерской деятельности позволяет всем социальным группам населения принять участие в развитии институтов гражданского общества, содействовать третьему сектору и социально ориентированным некоммерческим организациям.

Ранее кафедра ЮНЕСКО ГУУ запустила образовательную онлайн-платформу «Цифровые волонтеры». Проект представляет собой открытую площадку онлайн-курсов по различным направлениям подготовки: от психологии до экономики, а также стажировок и грантовых конкурсов. На этапе запуска часть контента разрабатывается преподавателями университета, однако на добровольческой основе каждый заинтересованный может внести вклад в образование других людей, и тем самым увеличить свой «индекс взаимопомощи».

«Индекс взаимопомощи» — одна из важных составляющих

проекта. Развивая свои способности и увеличивая объемы знаний, каждый

пользователь не только совершенствует себя, но и помогает делать это другим.

Методика «индекса взаимопомощи» разрабатывается молодыми учеными ГУУ.

Гусман Михаил Соломонович

Первый заместитель Генерального директора ТАСС, Председатель Российского комитета Международной программы развития коммуникации ЮНЕСКО

Дю Туа Яко

Программный специалист Сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО

Борисов Алексей Николаевич

Вице Президент Всемирной Федерации ассоциаций ООН, Заведующий кафедрой ЮНЕСКО МГИМО

Чуков Роман Сергеевич

Председатель Совета, Фонд «Центр международного продвижения»