Коронавирус и школы: Счетная палата и мировой опыт
Департамент международного и регионального сотрудничества Счетной палаты подготовил дайджест по актуальным материалам ЮНЕСКО, ОЭСР и Всемирного банка по теме влияния коронавируса на систему школьного образования.
Правительства стран по всему миру приняли решение о закрытии учебных заведений в попытке сдержать глобальную пандемию COVID-19. Согласно данным ЮНЕСКО, 188 государств закрыли школы в масштабах всей страны, что затронуло 91,3% учащихся во всем мире (1,58 млрд человек).
В некоторых других странах школы закрыты на местном или региональном уровне.
Закрытие школ, даже временное, имеет большие социальные и экономические последствия, особенно для малоимущих слоев населения.
1. Прерванное обучение.
2. Питание.
3. Проблемы в присмотре за детьми.
4. Высокие экономические издержки.
5. Дополнительная нагрузка на систему здравоохранения.
6. Усиление нагрузки на школы, которые остаются открытыми.
7. Показатели отсева учеников, как правило, растут.
8. Социальная изоляция.
Общие проблемы при переходе к системе удаленного образования
1. На данный момент очень мало систем образования (даже среди самых высококлассных), которые обладают хорошим техническим обеспечением, чтобы осуществить быстрый переход на дистанционное обучение. Более вероятно достижение успеха в тех странах, где дистанционное образование широко применялось до пандемии.
2. Переход на дистанционное обучение требует огромных затрат.
3. Переход на дистанционное обучение вызывает обеспокоенность в связи с социальным расслоением.
4. Большинство учащихся будет испытывать трудности при переходе к дистанционному образованию. Это означает, что для большинства школьников и студентов образование принесет меньше пользы.
5. При переходе на дистанционное обучение нужно иметь в виду, что поначалу учащиеся будут показывать более слабые результаты.
6. Перед учебными заведениями встанет вопрос выбора, каким предметам обучать онлайн, а какие оставить ученикам для самостоятельного освоения. Некоторые предметы, школьные мероприятия и подходы будет сложно перенести в онлайн-среду.
7. Только некоторые учителя будут способны осуществить быстрый и эффективный переход к онлайн-модели обучения, поскольку процессы преподавания удаленно и в классах значительно отличаются друг от друга. В этой связи учителям понадобится поддержка и дополнительное обучение.
8. В условиях дистанционного обучения родители играют ключевую роль в поддержке свои детей. Даже при самых благоприятных обстоятельствах большинство родителей плохо подготовлены к тому, чтобы осуществлять эффективную поддержку.
9. Лица, принимающие решения, в большей степени зависят от двух факторов: подготовленности существующей системы образования к переходу на онлайн-обучение и количества времени до закрытия учебных заведений.
Долгосрочные возможности
В долгосрочной перспективе перед [профильными] ведомствами появятся дополнительные задачи:
1. Улучшить систему безопасности для получения возможности прохождения экзаменов онлайн.
2. Экспериментировать с различными временными рамками и моделями преподавания.
3. Наделить учителей полномочиями для извлечения максимальной отдачи от системы цифрового образования.
Выводы и рекомендации
1. Для сокращения нагрузки по уходу за детьми на граждан, занятых в критически важных в период борьбы с эпидемией отраслях (медиков, фармацевтов, полицейских, пожарных, работников транспортной сферы и т.д.), необходимо открыть школы и детские сады для детей этих категорий граждан.
2. Для обеспечения непрерывного и всеобщего образования необходимо развернуть национальную электронную образовательную платформу и обеспечить доступ к ней учащихся (электронные устройства, доступ к сети Интернет).
3. Принять меры для недопущения роста числа беспризорных детей.
4. Снять административные преграды для международного обмена знаниями и опытом, научными изысканиями в области разработки вакцины и лекарства против COVID-19, тестов для ускоренного выявления коронавируса.