РЕГИСТРАЦИЯ

Новости

Уже на протяжении нескольких недель большая часть населения всей планеты находится в самоизоляции из-за
стремительного распространения новой коронавирусной инфекции. Эта вынужденная мера диктует свои условия и
правила, под которые необходимо подстраиваться, с целью, чтобы процессы, которые имели место быть в нашей жизни
до пандемии, не прекратились вовсе. Речь идет прежде всего об образовании – среднем и высшем, которое сразу на
себя «приняло удар» коронавируса.

На протяжении последних нескольких лет, многие эксперты прогнозировали о массовом переходе школ и вузов на
онлайн-образование, объясняя это практичностью и удобством как для преподавателей, так и для учащихся. Однако
никто не мог предположить, что этот переход станет именно вынужденным, а не добровольным и не каждый человек
воспримет подобный формат комфортно.

В докладе генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, опубликованном, несколько дней назад говорится о
закрытии всех школ и университетов в 166 странах мира. На сегодняшний день порядка 1,5 миллиарда детей и молодых
людей вынуждены находиться дома. Это также касается свыше 60 миллионов учителей.

53 страны уже ввели дистанционное обучение. Такой формат требует цифровизации сознания учеников, которым нелегко
адаптироваться к новым реалиям, появившихся к тому же совершенно внезапно. Всемирный банк, проводивший
исследование совместно с ЮНЕСКО, обеспокоен тем, что большая часть школьников не сможет привыкнуть к
цифровизации в обучении, прежде всего из-за сложностей с доступом в интернет.

В самом ЮНЕСКО и вовсе считают, что через некоторое время и учащиеся, и учителя столкнутся с отсутствием
мотивации к обучению. Тем не менее, невзирая на это, по мнению Организации, необходимо переводить как можно
больше предметов и мероприятий в онлайн-среду. Так как не все учителя будут способны к этому и согласны на
подобную меру, то их нужно заставлять и переучивать. Однако никто не задумывается над тем, к чему может привести
принуждение и навязывание того, к чему человек если и готов привыкнуть, то постепенно, а не сразу, как это
предлагают в ЮНЕСКО.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отмечает, что детей необходимо снабжать планшетами,
а уроки сокращать. Кроме того, по мнению ОЭСР, нужно глобализировать онлайн-обучение. Для этих целей, ЮНЕСКО
продвигает идею «открытой науки» по аналогии с «открытым обществом».

Эксперты указывают на несколько проблем дистанционного обучения. Прежде всего – это быстрая утомляемость, в
отличии от очного. Во-вторых, для продуктивной обратной связи и взаимодействия преподавателя с учащимися,
обучаемые группы должны быть меньше (а не больше), чем при очном обучении. В-третьих, возрастает роль
вспомогательных материалов, потому что преподаватель резко теряет возможности удержания внимания слушателей и
передачи информации несловесными способами, доступными при очном контакте. Иными словами, институциональное
обучение с переходом на дистант столкнулось с множеством сложностей, о которых или не задумывались, или
списывали на то, что «со временем к ним привыкнут».

30 марта состоялось онлайн-совещание представителей министерств науки, в котором приняли участие представители
122 стран. В частности отмечается о формировании Глобальной коалиции по образованию под эгидой ЮНЕСКО, которая
включает ООН, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ОЭСР, Всемирный банк и другие организации, транснациональные корпорации (Microsoft,
Google, Facebook), а также западные НКО и СМИ. Коалиция призвана продвигать свою модель цифрового образования по
всему миру.

При этом Всемирный банк все же признает о меньшей пользы дистанционного образования для школьников и студентов,
нежели традиционное.

Признавая технические сложности, а также достаточно острые нюансы, описанные выше, ЮНЕСКО, ОЭСР и Всемирный банк
призывают страны активно внедрять и поддерживать онлайн-образование не только на период пандемии, но и на
долгосрочную перспективу, обещая продвигать эту инициативу в глобальном масштабе. При этом никто не задумывается
о потенциальных рисках этого процесса, главным образом об уровне квалификации выпускаемого школьника или
студента, который должен применять свои навыки, полученные дистанционно, в реальной, а не виртуальной жизни.

Гусман Михаил Соломонович

Первый заместитель Генерального директора ТАСС, Председатель Российского комитета Международной программы развития коммуникации ЮНЕСКО

Дю Туа Яко

Программный специалист Сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО

Борисов Алексей Николаевич

Вице Президент Всемирной Федерации ассоциаций ООН, Заведующий кафедрой ЮНЕСКО МГИМО

Чуков Роман Сергеевич

Председатель Совета, Фонд «Центр международного продвижения»