Образовательные платформы и цифровые экосистемы: международная кооперация
16 февраля в рамках форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика» ИД «Коммерсантъ» и кафедра ЮНЕСКО РЭУ им. Г.В. Плеханова провели деловой завтрак на тему «Образовательные платформы и цифровые экосистемы: международная кооперация».
С видео-приветствием к участникам мероприятия обратился Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий ЧЕРНЫШЕНКО.
Задал тон дискуссии ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Иван ЛОБАНОВ: «Мы рады, что Плехановский университет уже не первый раз становится экспертной площадкой для создания новых смыслов и технологий, благодаря чему и идет развитие экономики. Для нас крайне важно, чтобы наш университет представлял собой современный научно-образовательный центр с широким набором цифрового инструментария». По словам ректора, несмотря на социально-экономическую специализацию вуза, среди восьми высших школ, запущенных в прошлом году, две будут направлены на разработки в области кибертехнологиий и инженерной мысли, включая создание новых материалов и технологий. Первые результаты их работы уже видны. Так, Иван Лобанов анонсировал проект «Новый космос» по запуску малогабаритных спутников, разработанных молодыми учеными, что является примером прорывных технологий, создаваемых в стенах РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Говоря об феномене «техноэкономики», председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр ХИНШТЕЙН отметил, что краеугольным углом дискуссии становится защита персональных данных: «С одной стороны, мы должны дать возможность развиваться новым технологиям, с другой — защитить пользователей». Принятие закона о создание единой государственной системы биометрических данных позволяет соблюсти необходимый баланс интересов гражданина и развития общества. Говоря о цифровизации образования, депутат заявил, что любой образовательный дистант не может быть основным форматом обучения: «Ничего не может заменить живого общения ученика и учителя, студента и преподавателя. Как бы мы ни развивали инструменты искусственного интеллекта, человеческую связь педагога и ученика разрывать нельзя». Спикер также отметил, развитие цифровизации невозможно без системной подготовки кадров: «Техноэкономика потребует высококлассных специалистов, которые понимают принципы действия цифровой экономики, разбираются в концепции развития платформенных решений и обладают проектным мышлением, и развиваются в тесной связке с будущими работодателями». По его мнению, качество образования измеряется не столько рейтингом вуза или оценками в дипломе, сколько востребованностью выпускников на рынке труда.
«Наша экономическая и финансовая школа помогает преодолевать кризисы мирового характера», — подчеркнул первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей РЯБУХИН. В качестве примера спикер привел создание двухконтурной национальной валютной финансовой системы, прототип которой разрабатывается в рамках института инновационных финансовых инструментов при РЭУ им. Г.В. Плеханова. По мнению сенатора, спрос на подобные независимые клиринговые системы уже есть и со стороны ряда дружественных стран, но для ее тиражирования необходима подготовка квалифицированных кадров внутри страны.
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дарья КИРЬЯНОВА обратила внимание собравшихся на историческую беспрецедентность цифрового перехода на отечественные технологии. Для описания этого процесса не хватает даже терминологического глоссария. Говоря о беспрецедентности момента, спикер отметила, что более 400 подведомственных образовательных учреждений лишились более 80% лицензий на ПО, основными провайдерами которого были западные корпорации. Ответом регулятора стала плотная работа с отечественным бизнесом по замещению отозванных академических лицензий российскими разработками, которые получили прописку в специально созданном реестре доступного ПО. Заместитель министра подчеркнула, что цифровизация – это всего лишь механизм оптимизации или совершенствования процесса, а для этого необходимы не только программисты или «носители остаточных знаний», на развитии которых была сосредоточена традиционная система образования, а новое поколение междисциплинарных специалистов с критическим мышлением и мягкими навыками для инновационного решения текущих проблем.
«В текущих условиях необходим новый креативный подход к выстраиванию системы повышения квалификации», — подчеркнул генеральный директор ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России КУЛАПИН Алексей. По словам спикера, кооперация вузов с авторскими уникальными программами позволит создать новое качество востребованных рынком специалистов. Хорошим примером может быть созданный осенью прошлого года консорциум «Энергетика будущего». Консолидация экспертизы на базе одной цифровой платформы позволило бы сопровождать российский энергетический бизнес в целевых странах, где Россия реализует свои зарубежные проекты. Этот подход может быть тиражирован и в других отраслях.
О подходах фонда «Сколково» в коммерциализации проектов рассказал старший вице-президент по инновациям фонда Кирилл КАЕМ. По его словам, основные средства направляются тем компаниям, которые внедряют передовые технологии, ориентированные на развитие технологического суверенитета. Сектор образовательных инноваторов, объединённых термином «edutech», стабильно растет в последние несколько лет, превысив 230 компаний. Вместе с тем, зарегулированность как контента, так и технологий ограничивает рынок тех, кто получает навыки через образовательные платформы, всего 10% в глобальном плане. Фондом «Сколково» инициировано создание профильной ассоциации, которая призвана повысить эффективность диалога с регулятором
О важности интернационализации образования напомнил Ректор Финансового университета при Правительстве РФ Станислав ПРОКОФЬЕВ. «Мы решили пойти по пути наращивания присутствия иностранных студентов на программах нашего вуза, включая широкую филиальную сеть, которой мы располагаем. И показатели прошлого года фиксируют рост в полтора раза», — отметил ректор. Стратегическая задача, к которой стремится вуз, — это повышение роли России в экономическом сотрудничестве с дружественными странами, в том числе за счет экспорта технологий. Ректор также высказал идею создания отечественного аналога платформы «Coursera», на которой отечественные вузы могли бы выкладывать свои образовательные программы для иностранной целевой аудитории.
В качестве одного из инструментов по привлечению иностранных студентов в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ хорошо зарекомендовал себя проект «Study Tour Experience». «Это ознакомительный тур, позволяющий иностранным студентам бакалавриата в течение двух недель погрузиться в процесс обучения на программах магистратуры и понять для себя перспективу обучения в нашем университете», — отметил первый заместитель директора ВШБ НИУ ВШЭ Иван ПРОСТАКОВ. По итогам отбора в ходе осенней сессии из 231 кандидата в проекте приняли участие 75 студентов из 13 стран.
«Иностранные абитуриенты видят в качестве своей карьерной перспективы возможность делать бизнес с Россией, и это очень позитивный и важный сигнал», подчеркнул Иван ПРОСТАКОВ.
Как крупнейшему игроку на финансовом рынке Газпромбанку удается совмещать не менее четырех ролей, направленных на благополучие учащихся: крупнейшего кредитора и инвестора, вкладывающегося в развитие инфраструктуры кампусов, эксперта в формировании учебных планов под запросы бизнеса, будущего работодателя для сегодняшних студентов и ценностного «шефа» — лидера, продвигающего принципы устойчивого развития среди крупных компаний и ее сотрудников. «У лучших студентов есть особенность: они открыты миру, инициативны и живут по системе ценностей, которая опирается на принципы устойчивого развития. Им важно, чтобы их работодатель тоже придерживался этих принципов», —подчеркнул вице-президент Газпромбанка, директор центра по внедрению принципов устойчивого развития Евгений ХИЛИНСКИЙ.
«Мы часто говорим о том, что бизнес приходит в вузы для того, чтобы получить мотивированных сотрудников, полностью понимающих корпоративную культуры. Но после окончания учебного заведения любая компания тратит от полугода до двух лет для полного погружения нового сотрудника в бизнес-процессы. Может ли эту функцию выполнить вуз? Нет. А бизнес, в свою очередь, не может подменить собой высшее учебное заведение. Лучшие результаты получаются как раз при тесном взаимодействии.», — призналась старший инвестиционный директор АФК «Система» Оксана КОСАЧЕНКО. «В сегодняшних реалиях ряд сотрудников различных компаний перемещаются в другие страны. И мне кажется довольно правильным, что вместе с бизнес- задачами туда релоцируется и корпоративная культура».
«Для нас основным фокусом становится формат смешанного обучения», — заявила заместитель директора по развитию бизнеса образовательной платформы Skillbox Мария ПАВЛОВА. Компания обучает жителей разных городов России цифровым профессиям в офлайн-среде, выделив в прошлом году офлайн-школы в отдельное бизнес-направление, чтобы у работодателя были кадры, необходимые для развития экономики на местах. «Работодатель становится конечным мерилом успеха образовательной деятельности вузов и образовательных платформ», — резюмировала Мария ПАВЛОВА.
Директор Академии iSpring Татьяна ГАЛКИНА поделилась опытом института iSpring – частного вуза, открывшегося в 2022 году в Йошкар-Оле и обучающего студентов из Республики Марий Эл и других регионов России по программам бакалавриата. 90% студентов получают образование за счет грантовой поддержки компании iSpring – международной ИТ-компании, разработчика решений для корпоративного онлайн-обучения. С первого курса студенты участвуют в проектах iSpring и получают опыт работы в бизнесе глобального уровня. «Таким образом, будущий выпускник Института iSpring – это не начинающий специалист, а крепкий профессионал, компетенции которого выведут нашу страну в мировые ИТ-лидеры», – отмечает Татьяна ГАЛКИНА.
В 2020 году еще одна онлайн-платформа «Skillfactory» запустила первую совместную магистратуру московского вуза на базе технологической компании. «Университеты не дозарабатывают на рынке онлайн-программ», — утверждает директор по развитию Егор СОРОКИН, приводя статистику 10-кратного роста проекта за прошедшие 2 года. «Мы сможем кратно и нелинейно увеличить число иностранных студентов в России путем кооперации вузов и онлайн-платформ», — подчернкул Егор СОРОКИН.
«Работая в корпоративном университете Альфа-банка, я увидел нереальный спрос рынка на обучение от практиков из бизнеса, и это то направление, которое будет только набирать обороты», — поделился своим видением директор практики «Обучение и развитие», Support Partners Алексей БОРИСОВ. Спикер также увидел перспективу в создании кросс-университетских образовательных альянсов между игроками одной отрасли для консолидации экспертизы. «Россия может конкурировать на равных на международных рынках образования там, где у нее есть хорошая технологии и экспертиза», — заключил Алексей БОРИСОВ.
Модератором дискуссии выступил заместитель шеф-редактора газеты «Коммерсантъ» Дмитрий Бутрин.
Участники делового завтрака продолжили общение в рамках продолжения первого дня работы форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика».